Поговорим об аэростатах

Аэростатом (или более привычно — воздушный шар) называют летательный аппарат, имеющий вес меньше воздуха. Принцип действия здесь основывается на законе Архимеда. Газ (или нагретый воздух), заключённый в оболочке, имеющий плотность меньше воздуха, используется для создания необходимой подъемной силы.

Типы аэростатов

Основные типы существующих аэростатов: свободнолетящий, привязной, аэростат с двигателем (или дирижабль). Аэростат, который поднимается на 11 км - стратостат.
Аэростаты по типу наполнения подразделяются на:
тепловые — монгольфьеры,
газовые — шарльеры,
комбинированные (одновременно тепловые и газовые) — розьеры.

Наполняют шарльеры  водородом или светильным газом. Эти газы являются горючими, а потому их смесь с воздухом довольно взрывоопасна. Соответственно, здесь потребуются дополнительные меры предосторожности. Лишён данного недостатка инертный гелий, который тоже применяется в шарльерах. В то же время использование гелия приводит к существенному удорожанию технологи. Это, несомненно, будет препятствовать распространению его применения в отрасли воздухоплавания.
Монгольфьеры поднимаются в воздух, наполняясь нагретым до необходимой температуры воздухом.

Сферы применения аэростатов

Подняться человеку в воздух впервые позволили именно аэростаты. Позднее они помогли ему достичь и стратосферы.
Немецкий физик Плаусон в конце 1920-х гг. провел успешный эксперимент, использовав привязные аэростаты, как приемники атмосферного электричества. В ясную погоду только с одиночного аэростата можно было снять до 3,5 киловатт электроэнергии при напряжении до 120 киловольт. В дальнейшем этот эффект был применен в процессе использования специальных тросов аэростатов заграждения, как антенн дальней радиосвязи. Эта технология может быть применена в автономном энергоснабжении. Выход энергии возможно увеличить с помощью специального дугового разрядника, который подвешивается под аэростатом на тросе для ионизации атмосферы.
Павел Молчанов, советский учёный, 30 января 1930 года первым в мире запустил метеорологический радиозонд. Пять лет спустя исследователь Сергей Вернов смог измерить космические лучи на высоте, равной 13,6 км (или 8,5 мили) при помощи двух счётчиков Гейгера.
В период Второй мировой войны аэростаты довольно широко применялись в целях защиты городов, военно-морских баз, промышленных районов и иных объектов от вероятного нападения с воздуха. Аэростаты заграждения могли повредить самолёты, которые сталкивались с тросами или оболочками, а также подвешиваемыми на тросах различными зарядами взрывчатого вещества. Присутствие в системе ПВО таких аэростатов заграждения принуждало самолёты противника осуществлять полеты на значительных высотах. Это затрудняло им проведение прицельного бомбометания в пикировании. 
Привязные аэростаты, помимо их использования в системе ПВО, также использовались для наблюдения за боем, корректировки целей артиллерийского огня, применялись в разведке. Кроме того, запускались автоматические аэростаты, оснащенные зажигательными бомбами, стальными тросами (чтобы осуществить замыкание линий электропередач), разбрасывались пропагандистские листовки.

Тепловой аэростат


Ключевая область применения — осуществлять подъём на высоту разнообразных систем связи, видеонаблюдения, получения метеоданных.
В атмосфере Венеры летали сразу два аэростата. С советских межпланетных кораблей «Вега-1», «Вега-2», в июне 1985 года пролетавших около этой планеты, были «сброшены» специальные посадочные  модули, атмосферные зонды. Зонды снизились на парашютах. После наполнения оболочек гелием они стали дрейфовать уже на высоте 53-55 км в атмосфере планеты, провели измерения метеорологических параметров. Общая продолжительность работы зондов достигала 46 часов.

Современный тепловой аэростат